|
| |
Сообщение: 38
Зарегистрирован: 15.03.14
Откуда: РФ, Санкт-Петербург
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 23.03.16 21:24. Заголовок: «Капризы и упрямство детей - дошкольников их причины проявление»
Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с: 1. Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве 2. Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин. 3. Своеволием 4. Недисциплинированностью Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка. Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже. УПРЯМСТВО - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов. Проявления упрямства: • В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы. • Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём". Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности. О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным. КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты. Проявления капризов: • В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы. • В недовольстве, раздражительности, плаче. • В двигательном перевозбуждении. Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система. Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей: 1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка. 2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. 3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают. 4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении. 5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести. 6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно. 7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится. 8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета". 9. Спокойный тон общения, без раздражительности. 10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса. Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить: 1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО: • Достигнуто не своим трудом. • Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум). • Из жалости или желания понравиться. 2. Надо хвалить: • За поступок, за свершившееся действие. • Начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения. • Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже. • Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно. 1. Нельзя наказывать и ругать когда: 1. Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема. 2. Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном. 3. Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки) 4. После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват) 5. Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался. 6. Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны. 7. Когда вы сами не в себе. 7 правил наказания: 1. Наказание не должно вредить здоровью. 2. Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя. 3. За 1 проступок - одно наказание (нельзя припоминать старые грехи). 4. Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием. 5. Надо наказывать и вскоре прощать. 6. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан. 7. Ребёнок не должен бояться наказания. Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.
|