Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы
В. А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Она открывает и объясняет ребенку мир взрослых, мир чувств и взаимоотношений, жизнь природы, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, дает прекрасные образцы литературного языка.
Книга должна как можно раньше войти в мир малыша, обогащать этот мир, делать его интересным и полным необычных открытий. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который будет заложен в дошкольном детстве.
В прежние времена существовала традиция семейного чтения вслух, когда вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал книгу, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях эта традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она уходит в прошлое. А как прекрасно, когда не только мама, но и папа, бабушка и дедушка и другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо ни с чем.
Памятка для родителей
• Читайте детям всегда, когда есть возможность. Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хотя бы пару страниц в день.
• Введите ритуал чтения перед сном.
• Читайте детям «толстые» книги. Такое чтение с продолжением способствует развитию памяти и внимания, поддерживает интерес к чтению. Ведь малышу очень хочется узнать, что же произойдет дальше с полюбившимся героем.
• Научите ребенка беречь книгу.
Объясните и покажите, какие правила обращения с книгой нужно соблюдать:
- нельзя делать в книгах пометки, надписи, рисунки;
- следует пользоваться закладкой, а не загибать листы;
- не следует читать во время еды;
- книги нужно хранить в определенном месте;
- необходимо вовремя «лечить больные» книги.
• Обсудите с ребенком прочитанную книгу:
- объясните перед чтением или во время чтения трудные слова;
- спросите, понравилось ли произведение и чем, что нового и интересного он узнал;
- попросите рассказать о главном герое, главном событии сказки, рассказа, стихотворения;
- предложите нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду.
Даже когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый читает более эмоционально, создавая у ребенка живое представление о написанном, и к тому же объясняет малышу непонятные слова и эпизоды. А главное – такое чтение очень сплачивает.