Актуальность темы:
Знакомство с национальной культурой имеет важное значение для развития личности ребёнка, приобщения его к истокам народного творчества, формирования нравственного мироощущения, художественной культуры, эмоционально-нравственных ориентаций и изобразительного творчества. Народное искусство в любой национальной культуре занимает особое место.
Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ним богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения поколению, учат понимать и любить прекрасное.
Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Работы народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Обращение к данному виду искусства неслучайно, постоянный интерес к достояниям культурного наследия предков обнаруживается как в повседневной жизни, так и в организованном педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров гжельские чайники, хохломские миски, городецкие разделочные доски, берестяные туеса, тканые полотенца.
Декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали и искусствоведы и отечественные психологи педагоги. По их мнению, ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, а так же подчеркивают взаимосвязь обучения и творчества в использовании народного искусства, его влияния на развитие эстетического восприятия, воображения, творчества детей. Таким образом, познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства (радости, восхищения, восторга). Формируются образные представления, развивается мышление, воображение. Восприятие произведений декоративно-прикладного искусства побуждает стремление ребёнка передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы, которые ему понравились, способствует развитию созидательной активности, эстетических чувств и художественного вкуса, эстетической оценки результатов труда народных мастеров, становлению художественных и интеллектуальных способностей.
Уже в средней группе мы с детьми знакомились с предметами народного творчества, которое проходило в виде игр и коротких бесед. Детям важно было понять, что народные игрушки из любого материала почти всегда ярко расписаны и именно поэтому они веселые и радостные. Ребенок начинает понимать, что в одном случае узор ложится на объемную форму, в другом — на предмет, ярко окрашенный одним цветом, и это тоже очень красиво. Дети лепили козла, петушка, как по представлению, так и с натуры, используя
дымковскую игрушку. Рассматривали и
филимоновские игрушки, старались запомнить и зарисовать их узоры.
В старшей группе мы продолжаем знакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства. Так, в октябре ребята освоили узоры
"золотой хохломы". Хохломская роспись — это старинный самобытный русский народный промысел, представляет собой декоративную роспись деревянной посуды, мебели. Благодаря Юлии Викторовне, дети запомнили эту роспись и уже отличают её от других. И ребята уже применяют свои умения и навыки хохломской росписи на практике.
В ноябре мы познакомили детей с
Гжелью. Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад.
«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. Без сомнения, гжельская посуда, сувениры и игрушки – эти уникальные самобытные произведения искусства - испокон веков и по сегодняшний день очень ценятся во всем мире.
Ребята очень старались аккуратно нанести гжельскую роспись на чашечки с блюдцами, а многие изъявили желание сами сделать гжельскую чашку. Детям интересно было не только сделать поделки, но и поиграть с ними) Вот что у нас получилось:
Далее, мы планируем познакомить детей с другими произведениями народного декоративно-прикладного искусства: городецкой росписью, каргопольской игрушкой, матрешками.
Таким образом, в результате нашей долгосрочной работы дети научатся определять виды промыслов, сформируется эстетический вкус, умение созерцать красоту народного прикладного искусства, создавать рисунок, используя цветовое сочетание, самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции. Восприятие декоративно-прикладного искусства позволит расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.