Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи. Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении текста. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Для разучивания каждого стихотворения совместно с детьми разрабатываем и составляем мнемотаблицу, но вначале эмоционально прочитываем детям стихотворение, и проводим словарную работу по активизации незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного.
Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. В процессе работы я заметила, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока кодируют его в таблице, так как при шифровке текста происходит детальный разбор и привязка к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов.
При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для детей делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
Мы с детьми уже не раз использовали такой метод для разучивания стихотворений. Он действительно отлично работает и очень помогает нам в нашей работе. При чём картинки рисуют сами дети, а рисуют они то, что себе представляют в своём воображении.
Совсем недавно мы с детьми разучили весеннее стихотворение «Весенняя гостья» Вот такую мнемотаблицу составили дети, которая помогла им без труда выучить данное произведение:
Нашим дорогим родителям я также посоветовала бы использовать мнемотехнику для разучивания стихов для развития памяти, воображения и образного мышления!