On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение





Сообщение: 67
Зарегистрирован: 05.03.14
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.17 21:29. Заголовок: Учиться - значит задавать вопросы. Развитие познавательного интереса будущих школьников.


Дети куда большие философы, чем мы привыкли думать. Если что-то, что мы им говорим, не стыкуется с чем-то другим (что мы им сообщили раньше) – они тут же это замечают. И испытывают по этому поводу обиду и возмущение. Им нужно, чтобы все части их воображаемой модели мира подходили друг к другу. Они любят делать выводы. Их смущают парадоксы. Короче говоря, им хочется, чтобы все в мире имело смысл. Но осмысливать мир они хотят по-своему и в свое время, то есть когда это действительно необходимо.

Вот поэтому учить чему-то, то есть, говоря по-простому, рассказывать детям про какие-то вещи, так трудно, а порой и вовсе невозможно. Мы просто не знаем, в каком состоянии находится сознание ребенка, что ему сейчас требуется переосмыслить. Сам он нам никогда об этом не сообщает, да и сообщить не может. Все мы, если задуматься, знаем во много раз больше, чем можем сказать, и, я думаю, даже если бы могли, все равно бы не сказали – на это жизни не хватит. И если это так даже для нас, взрослых, то для ребенка это сто раз так. Среди того, что он понимает, куда больше невербализуемого, чем у нас. А кроме того, он куда больше не понимает.

Если ребенка оставить наедине с кучей книг, 95 процентов прочитанного он не запомнит, но это и не страшно. Ибо когда ребенок предоставлен себе, он похож на один из тех заводов, которые извлекают соль из морской воды. Через такой завод проходят миллиарды галлонов воды. Соли в каждом – жалкие крупицы. Но воды перерабатывается очень много.

Когда ребенок учится сам, то есть удовлетворяет свое собственное любопытство, он перерабатывает огромное количество информации. И извлекает из нее ровно то, что ему нужно и интересно сейчас.


Когда мы пытаемся решать за него, что ему нужно читать или учить, мы просто замедляем этот процесс, никак не повышая его эффективности. Мы-то, конечно, уверены, что, планируя обучение, мы делаем его более эффективным, но это заблуждение.

Чтобы учиться, нужен некий внутренний ресурс терпения и веры в себя. Один говорит себе: ага, не получилось так, значит, попробуем иначе. А другой даже не задумывается над тем, что задачу можно решать несколькими путями. Не получилось, значит, не судьба. Видимо, поэтому дети, которые учатся легко, гораздо критичнее относятся к собственной работе: им не страшно отступить на шаг, признать ошибку. Да, если это вот так, значит, вон то неправильно. Ничего страшного, сядем и подумаем что к чему.

Взрослые знают, что в поведении ребенка есть приливы и отливы, подобные приливам и отливам на море. Только что он был сильным, смелым, полным желания действовать. Кажется, толкни его – и он тут же вскочит на ноги. И вдруг ребенок становится растерянным, испуганным, прямо-таки растекается лужицей.

Сумеете ли вы его чему-нибудь научить или нет, решится ли он попробовать сделать что-то, чего раньше не мог, – все это зависит от его состояния. Если быть точным – от того запаса уверенности в себе и уважения к себе, которым он в данный момент располагает. А запас этот может иссякнуть в мгновение ока. Поэтому у ребенка нельзя сбивать кураж. Если вы не будете наказывать его как раз в тот момент, когда он чувствует себя смелым, со временем он будет чувствовать себя смелым все время. И чем дальше, тем больше.

Когда ребенок боится мира, он словно прячется в коробочку. А вот если он делает что-то, что ему по-настоящему интересно, он, как дерево, растет во все стороны. У дерева ведь много-много корней. Когда наступает засуха, корни эти продолжают расти, искать воду. И рано или поздно один из них на воду натыкается и поит все дерево.

Вопросы, которые дети задают нам и друг другу, – нередко очень серьезные вопросы. Они не спрашивают: “Почему из крана течет вода?” Они спрашивают: “Откуда взялся этот мир?” Дети ведь не только философы, они создают собственную космологию, мифологию, даже религию. Они похожи на тех индейцев, которые верили, что Земля плоская и находится на спине громадной черепахи, а огонь людям подарили боги.

Он задает себе серьезные вопросы: что такое жизнь, время, Бог, творение? Перед нами философ за работой. Дайте ему подумать.


Тот, кто желает хорошо воспитать ребенка, обречен всегда придерживаться справедливых взглядов.
О. Бальзак.
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет