On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение





Сообщение: 62
Зарегистрирован: 05.03.14
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.16 19:16. Заголовок: "Мама, мне скучно!!"Стоит ли бороться с детской скукой?



Скуууучно!

«Мааам, мне скучно! Мам, ну поиграй со мной! Мам, я не знаю, чем мне заняться!». Почему-то именно жалобы на скуку вызывают у родителей бурю разнообразных чувств: от раздражения и ярости, до внезапной вспышки тревоги или вины. Что такого опасного кроется в скуке, если одни мамы бросаются немедленно развлекать и утешать деточку, а другие злобно рявкают: «Да займись сам уже чем-нибудь! Уроки сделал?».

Что такое скука? Мы маемся, не знаем, чем себя занять, слоняемся из угла в угол – когда и почему?

Бывает скука творческая. Когда внутри зреет какое-то событие, план, толкается в груди или в голове, как ненаписанное стихотворение или нерожденный еще ребенок. Мы смутно ощущаем это как давление, как нечто, что должно состояться, но мы пока не знаем – как и что именно. Томление духа, как писали поэты.
Это состояние ресурсное, прерывать его опасно и неразумно, как раз из этой скуки и получаются потом озарения и достижения.
Чтобы творческая энергия нашла, наконец, свой канал и ударила, как молния, необходимо уединение и время. Отключить телефоны, закрыть планшет, послушать себя. «Из миража, из ничего, из сумасбродства моего вдруг возникает чей-то лик…», как поет Волшебник в «Обыкновенном чуде». Мы все Волшебники, сочиняющие свою жизнь, просто нам нужно время.

Вспомните свои зимние каникулы. Таких длинных выходных у взрослых тогда не было, 2 января все возвращались на работу, дети оставались одни или их отправляли к бабушке. В телевизоре одна программа, мультики или фильмы показывают раз в день. Что остается делать? Да, если есть кому ныть, то можно походить и поскучать вслух: «баа, ну мне скучно, ну придумай что-нибудь!». Но с Ба не забалуешь, она может посадить крупу перебирать, или какие-нибудь воротнички пришивать, или вспомнит, что на каникулы задавали читать что-то по программе. Так что лучше и безопасней изобрести что-то самой. Часок побродишь по дому – глядишь, идея нанизывать пуговки на ниточку кажется вполне себе привлекательной.

А что делаем мы, когда наш ребенок жалуется на скуку? Или начинаем немедленно придумывать для него дело, чтобы отвлечь, или сердимся, потому что он отвлекает нас от наших дел. Но почему бы не подождать, не сказать спокойно «да, дорогой, я вижу, тебе нечем заняться», и вернуться к своим делам? Слегка приобнять его, погладить по голове, может быть, сунуть в руку морковку, но не мешать. Еще можно расспросить, а чем бы хотелось заняться: подвигаться? Пообщаться? (Кстати, мальчики чаще скучают потому, что хочется подвигаться и вообще – на улицу, а девочки страдают от недостатка общения. Еще частая причина скуки, о которой вообще никто не вспоминает: ДУХОТА в комнате).

Но мы взлетаем, как пожарная команда. Потому что тревожно. Ребенок страдает – значит, я плохая мать! Ребенок не умеет себя занять – мы его плохо воспитали!
Кстати, не знаю, как там вы его воспитали, но то, что современные дети гораздо хуже умеют находить себе дело и организовывать игры, факт, что называется, медицинский. Причина, как мне кажется, кроется в двух обстоятельствах: электронные гаджеты, на которые дети подсаживаются уже с младенчества, и нынешняя городская среда.

Давайте чуть подробнее остановимся на этом.

В эволюционной норме дети развиваются, наблюдая и подражая старшим. Младенец постоянно находится с матерью (нет тревоги, все ресурсы психики используются для роста и развития) и среди людей. Еще одно поколение назад малыши наблюдали массу занятий взрослых и сверстников: бабушка готовила обед (малыш сидит рядом и наблюдает, ему дают пару кастрюлек и деревянную ложку, а если кухня большая коммунальная – вообще отлично), мама стирала в корыте, папа то паял, то чинил машину, то собирал-разбирал приемник. Дедушка на дому мог заниматься каким-то кустарным промыслом, или чертить, или ремонтировать обувь. Куча каких-то соседских детей, если не в коммуналке, то на лестничной площадке, во дворе, все говорят, играют в «чижа» и «вышибалы», под кустом девочки лет 5-7 играют в куклы и дочки-матери…

Есть чему поучиться! И есть что имитировать.
А теперь, когда я выхожу с мячом во двор, то вижу одну и ту же безрадостную картину: дети сидят на лавочке, у каждого планшет или телефон, или один играет – остальные смотрят, или каждый играет в свое. Недавно вообще культурный шок получила: в бассейне, отличном бассейне отличного пансионата, плавали только взрослые, а дети сидели вокруг, сосредоточенно уставившись в экраны. Просто тоска смотреть.

Дома ребенок тоже наблюдает в основном спины, закрывающие экран. Согласитесь, что современное домашнее хозяйство уже не столь увлекательно и трудозатратно, подражать особо нечему, разве что загрузить-разгрузить стиралку или посудомойку. Какова мораль, спросите вы? Да очень простая. Ребенка и вправду необходимо учить играть, показывать, предлагать разное. У него в опыте нет взаимодействия ни с предметами, ни с людьми. Хорошо, когда в семье несколько детей, и старшие готовы поиграть с малышом. А вот кто научит старших?

К тому же, все увеличивается число детей, которые не ходят в детский сад, а только на «развивалки». Где-то мест в садах не хватает, где-то условия чудовищные, но проблема остается: ребенок пропускает жизненно важный этап развития в игре. Потому что на «развивалках» свободного взаимодействия детей нет, только структурированное времяпрепровождение, учеба. Но дети обязательно должны играть, это биологически запрограммировано. Пропущенный игровой этап потом возьмет свое, в начальной школе.

Так что, давайте договоримся: малышей ограждаем от любых гаджетов, приглашаем в гости разновозрастные компании, с трех лет стараемся водить в садик, и не рассчитываем, что будет сам играть как минимум лет до пяти.
[img]https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQbDI8FOJzPFlflexSeHPP-r4i162Bs25s_rPgSTuSEkBBtADrz[/img]

Еще одна причина скуки - тревога.
В школе ли проблемы, родители поссорились, сбежала кошка или подруга назвала обидным словом – все это останавливает творческие процессы в душе, застревает душным и колючим комом в горле, стискивает в холодный комок желудок. Для маленьких детей, до 8-9 лет невыносимо ожидание мамы, если её долго нет (долго – это более получаса). Если в ранне-подростковом возрасте для нас полдня в пустой квартире – подарок и счастье, то для малыша 4-5 лет это непомерная нагрузка. Да, нашим бабушкам приходилось с трех лет вести хозяйство и присматривать за новорожденными, но мы же не будем считать нормой способы выживания в военное время, правда?
Вот он и мотается по дому от стены к стене, не зная, чем себя отвлечь от беспомощной обиды. Телевизор как раз хорошо отвлекает, но почему-то мама, придя домой, начинает ругаться, что уроки не сделаны, постель не заправлена, суп не съеден. Зато телевизор вовсю тарахтит.
А он просто вас ждал, чтобы выдохнуть, расслабиться и начать, наконец, жить дальше.

Бывает скука от перегрузки впечатлениями.

Это когда «тошнит от конфет», психике нужно время, чтобы переработать и уложить в долговременную память весь ворох увиденного, услышанного, пройденного. Лекарство – так называемая «стимульная депривация» или «режим тишины». Убрать все раздражители и слушать, как волосы растут.

Бывает скука под девизом «Чего-то хочется, а кого – не знаю».

Это когда есть то, настоящее, привлекательное и волшебное, но оно по какой-то причине недоступно. Тогда то, что есть под рукой разом теряет всю свою ценность, все становится как будто подернуто пыльной дымкой, фокус внимания сосредотачивается на желанном объекте. А все «заместители» отвергаются, конечно, ну кто будет в здравом уме и твердой памяти играть в надоевшие кубики, когда в телевизоре показали самый новый набор трансформеров.

Резюме.

Младенцев не оставляем одних, подсовываем разные реальные предметы в качестве игрушек, стимулируем физическую и тактильную активность, больше гуляем на детских площадках, а не по магазинам.

Дошкольники хорошо играют со старшими детьми, их надо учить играть и вносить разнообразие в репертуар занятий. Не рассчитывать на многое, полчаса самостоятельной игры – предел. Не оставлять детей одних надолго. Ни в коем случае не подсовывать гаджеты.

Младшие школьники. Давать время на «дозревание идеи», интересоваться, а не контролировать, обращать внимание на признаки тревоги.

Средне-школьники. Давать передохнуть от учебы, не перегружать, позволять чатиться и болтать по телефону, но ограничивать время за компьютером.

Автор: Катерина Демина
Источник: http://www.katryndemina.ru/article/161

Тот, кто желает хорошо воспитать ребенка, обречен всегда придерживаться справедливых взглядов.
О. Бальзак.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет